Паломнические поездки из Москвы

Лицензия туроператора
PTO 022898
время работы:
пн-пт с 09-00 до 21-00
сб-вс с 10-00 до 18-00
Москва,
м. Бауманская,
Аптекарский пер. д.4
Лицензия туроператора
PTO 022898
Москва,
м. Бауманская,
Аптекарский пер. д.4
Лицензия туроператора
PTO 022898
   

Поездка в Арзамас, Свято-Николаевский женский монастырь

Программа поездки в Арзамас

На 3 дня

1 день:

Москва — Муром — Дивеево

2 день:

Дивеево — Арзамас — Дивеево

3 день:

Дивеево — Владимир — Москва

Цена: от 3400 руб.
В стоимость поездки входит: комфортный туристический транспорт, сопровождение православным гидом-экскурсоводом, экскурсионные сборы в монастырях Оплачивается дополнительно: гостиница, трапеза

О Никольской обители

Свято-Николаевский женский монастырь освящен в честь одного из любимых русских святых, находится в городе Арзамасе Нижегородской области. До революции она была известна тем, что здесь пребывал чудотворный резной образ свт. Николая Мирликийского. Эта икона бережно хранится сестрами и сейчас.

Факты истории

Построенный всего через несколько десятилетий после основания Арзамаса (1578), Свято-Николаевский монастырь пережил вместе с этим порубежным городком военное лихолетье, казацкие восстания, Смуту начала XVII века. Не раз он разрушался, но всякий раз восстанавливался по воле Божией, благодаря самоотверженности насельниц.

Основатель

В 1580 году горожанин по имени Феофилакт Яковлев решил построить на свои средства деревянную церковь. Она, по желанию благотворителя, была освящена в честь святителя Николая Чудотворца. История не сохранила сведений о том, строился ли храм по обету, или просто «по усердию». Но можно предположить, что ревность, глубокая вера Яковлева понравились будущим прихожанам. Потому что, когда встал вопрос о священнике, верующие попросили епископа рукоположить во иереи самого Феофилакта.

Вскоре у батюшки возникла новая идея: учредить женский монастырь. В молодом тогда городе уже имелась мужская обитель, но благочестивые жены и девицы, выбравшие иноческий путь, не имели места, где могли бы принять постриг. Прихожане поддержали отца Феофилакта. Всем миром начали строить второй храм – Богоявленский, а при нем – колокольню, кельи для сестер, которых на первых порах было около 30.

Главная святыня

В самом конце XVI в. игумен Сергий из Спасского монастыря Арзамаса подарил о. Феофилакту икону свт. Николая, называмую также «Николой Можайским». Это один из вариантов изображения чудотворца, которое прославилось еще с XIV столетия спасением жителей от врагов. Особенность иконы – обнаженный меч, который держит святитель, помощник православных. Такой заступник был очень нужен женской монашеской общине при порубежной крепости, которая постоянно оказывалась «на линии огня».

Войны и потрясения

Инокини Никольского не знали покоя и уединения, хотя жили на отдалении от города. Едва при помощи Божией завершили строительство, наладили духовную жизнь, грянула Смута начала XVII века.

Сначала случился продолжительный голод, когда несколько лет подряд были неурожайными. А потом Арзамас стал ареной боевых действий. Его не раз штурмовали:

  • казаки Ивана Болотникова (1607);
  • сторонники «Тушинского вора», самозванца, выдававшего себя за сына Ивана IV, царевича Димитрия (1608);
  • польские интервенты (1611).

Все это – не считая постоянных набегов разных вооруженных отрядов. Не сохранилось данных о том, как именно пережил женский монастырь все эти удары судьбы. Известно лишь, что весь XVII век сестрами руководили простые инокини, не игумении. Видимо, статус наместницы – последнее, о чем думали монахини, находившиеся на грани выживания.

Небольшая передышка наступила с воцарением династии Романовых. Царь Михаил Федорович даже дал Никольскому «ругу», постоянное содержание от казны. Но, едва сестры вздохнули с облегчением, надвинулась новая напасть – пожары. Ведь все постройки были деревянными, легко горели.
В 1650 году было особенно страшно: во время грозы ударила молния. Быстро распространившийся огонь за несколько часов уничтожил все строения до пепла. Тогда на помощь пришла матушка Пелагея, вдова отца Феофилакта, основателя Никольского. Ей и ее сыновьям удалось собрать денег, чтобы восстановить хотя бы один храм. Второй решили возводить из камня, видимо, боясь новых ударов огненной стихии. Но стройка оказалась дорогой, так что освятить этот храм во имя свт. Николая удалось лишь в 1683 году.

К тому времени сестры, давно привыкшие к потрясениям, пережили еще одно: восстание казака Степана Разина, штурмы, новые пожары, а потом массовые казни участников бунта, крестьян, происходившие близ города.

Трудности мирной жизни

Стабильность для небольшой монашеской общины наступила лишь с конца XVII столетия. Тогда Арзамасский кремль был расширен, поэтому женская обитель, к великой радости насельниц, оказалась за крепостными стенами, а не в чистом поле, как раньше. К 1716 году число инокинь достигает уже 80. Казалось, все плохое позади.

Но вот наступил 1726 год. Еще один пожар уничтожил дотла храмы, кельи, деревянную ограду. Опять монастырь восстанавливали силами всех жителей. Именно с этого времени здесь начинается действительно серьезное каменное строительство: стены, кельи, каменные церкви.
XIX век ознаменовался:

  • завершением строительства нового здания Богоявленского храма (уже пятого, после всех пожаров!) (1813);
  • появлением новой святыни – Иверской иконы Пресвятой Богородицы, написанной на Афоне (1885); монахини украсили ее ризой, расшитой золотом, серебром, драгоценными камнями;
  • новой росписью храма свт. Николая (1895).

К началу XX столетия монастырь стал украшением, подлинной гордостью города. Православные любили, берегли его, как символ высокой духовности, несгибаемого мужества, переживший десятилетия войн, сохранившийся, несмотря ни на что.

Закрытие и возрождение

Когда в 1924 году Никольский упразднила советская власть, многие думали, что уж теперь восстановить его не получится никогда. Утрачены святыни, на территории – советские учреждения. Так минуло 70 лет.

А с 1994 года уцелевшие здания вернули верующим. Тогда же начались богослужения во вновь освященной Богоявленской церкви. К сестрам возвратилась древняя святыня, образ свт. Николы Можайского, во время гонений хранившийся в кафедральном соборе.

Ныне насельниц здесь почти столько же, сколько было при основании – 25. Действуют два храма – Богоявленский и Никольский.

Среди святынь:

  • чтимый древний образ свт. Николая;
  • недавно обретенная икона Богородицы «Избавление от бед страждущих»; этот почерневший от времени образ передали сестрам горожане; ныне икона, чудесно обновившаяся, прославлена десятками чудес;
  • ковчеги с частицами мощей многих угодников Божиих.
Прокрутить вверх