Паломнические поездки из Москвы

время работы:
пн-пт с 09-00 до 21-00
сб-вс с 10-00 до 18-00

8 (495) 970-57-09

Напишите нам в WhatsApp

Паломничество и экскурсия в Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь

Варианты паломнической поездки

Поездка на 2 дня

1 день:

Москва – Муром – Дивеево

2 день:

Дивеево – Владимир – Москва

Цена: от 3000 руб.
В стоимость поездки входит: комфортный туристический транспорт, сопровождение православным гидом-экскурсоводом, экскурсионные сборы в монастырях Оплачивается дополнительно: гостиница, трапеза

На 3 дня

1 день:

Москва – Муром – Дивеево

2 день:

Дивеево – Арзамас – Дивеево

3 день:

Дивеево – Владимир – Москва

Цена: от 3400 руб.
В стоимость поездки входит: комфортный туристический транспорт, сопровождение православным гидом-экскурсоводом, экскурсионные сборы в монастырях Оплачивается дополнительно: гостиница, трапеза
Напомним, что в настоящее время отдельных экскурсий в Благовещенский монастырь не проводиться. Побывать здесь, возможно присоединившись к паломнической поездке в Дивеево из Москвы, которая включает заезд в город Муром.

Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь – один из 4 в небольшом городе с населением около 150000 человек. Поездка к его святыням – это приобщение к древней Православной Руси, а также знакомство с жизнью монашества, возрождаемой в настоящее время.

Интересные факты истории

Его история тесно связана со сложной судьбой города, неоднозначными событиями в истории. Спасо-Преображенский монастырь в Муроме прошел непростой путь, зная времена как подъема, так и упадка, разорения.

Основатель

Считается, что к основанию монастыря имеет отношение благоверный князь Глеб, сын Владимира Святого, впоследствии – мученик-страстотерпец.
Муром был уделом юного княжича. Именно он принес сюда христианство. Однако местные язычники столь упорно противостояли попыткам насадить новую веру, что Глеб даже не смог проживать в городе. Ему пришлось выстроить резиденцию рядом. Здесь же был храм Всемилостивого Спаса, где благочестивый князь любил молиться.

Многие думают, что эта деревянная церковь позже дала начало монастырю, так как при ней стали селиться иноки (уже после убиения Глеба, около 1096 года). Таким образом, обитель Всемилостивого Спаса – вторая по древности на Руси, после Киево-Печерской лавры.

Государево строение

Монастырь несколько раз упоминается летописцами XI-XV веков. Судя по всему, ему щедро благотворили местные правители, а также аристократы. Многие из них становились иноками, другие желали быть погребенными здесь. Среди них:

  • Муромские князья Изяслав, убитый в сражении (1096), и Юрий возведший церковь в обители (1175).
  • Новгородский боярин Феодор, принявший постриг, сын посадницы Марфы Борецкой, известной своим противостоянием Москве (1476).

Особое внимание обители уделял Иван IV. После взятия Казани он повелел выстроить в Муроме несколько каменных церквей, включая Спасо-Преображенский собор, ныне главный храм монастыря. С тех пор и до конца XVII в. о Спасо-Преображенском стали говорить как о «государевом строении»: цари часто жертвовали сюда вотчины, делали богатые вклады.

Раскол

Во второй половине XVII века грянули реформы патриарха Никона. Несколько лет Спасо-Преображенская братия не принимала новые богослужебные книги, обряды.

Наместник, архимандрит Антоний, известен как яркий полемист с патриархом, написал не одну челобитную царю против нововведений. Лишь в 1666 году он принес покаяние на Поместном Соборе, но был отстранен от настоятельства, сослан.

Центр духовного просвещения

Противостояние патриарху и царю не осталось без последствий. От обители отворачиваются главные жертвователи. С конца XVII столетия начинается упадок, сокращается количество братии. Уже к 1720 г. бывшее «государево строение» приписывается к Рязанскому архиерейскому дому, теряет статус самостоятельного. К концу XIX века состояние построек уже было настолько удручающим, что наместникам приходилось буквально спасать старинные церкви от разрушения.

Но при этом монахи продолжали играть активную роль в духовной жизни края. Например, ими открыта первая в Муроме школа для детей священнослужителей (1720-е гг.).

Некоторые насельники прославлены своей святой жизнью, работой в на ниве духовного просвещения. Среди таковых:

  • прп. Антоний Грошевник Муромский, друг, сотаинник прп. Серафима Саровского (1820-30-е гг.); святой старец не раз приходил к Антонию для духовной беседы;
  • архимандрит Гавриил (Воскресенский), настоятель с 1866 по 1868 годы, один из образованнейших церковных деятелей, историк русской философии.

Закрытие после революции

Октябрьский переворот 1917 года полностью изменил жизнь обители. Власти упразднили ее уже с 1918 г., обвинив настоятеля, епископа Митрофана (Загорского) в сопротивлении большевистской власти.

Еще несколько лет храмы действовали, как приходские. А 1929 год стал годом окончательного закрытия и этих нескольких церквей. До начала 1990-х годов в древних стенах находились различные воинские части.

Возрождение

С 1990 древней святыни Церкви. Муромцам удалось получить поддержку академика Д.С.Лихачева, председателя Счетной палаты С.Степашина.
Весной 1995 года древние строения, полностью неузнаваемые, разоренные, были возвращены православным. Первый настоятель, иеромонах Кирилл (Епифанов) вспоминал: картина разрушения была столь удручающей, что было неясно, возможно ли вообще возрождение.
Монахи считают, что начало ему положило возвращение инокам иконы Божией Матери «Скоропослушница». Постепенно собралась братия, нашлись благотворители.

Уже к 2009 году обитель удалось практически полностью восстановить. Признанием ее значимости для духовной жизни региона стало присвоение ее настоятелю звания почетного гражданина Мурома.

Но спустя 2 года наместник, архимандрит Кирилл, трагически погиб при дорожном происшествии. Кончина о. Кирилла настолько потрясла не только православных, но весь небольшой город, что в день его погребения объявили траур. Могила настоятеля, которому при Божией помощи удалось поднять монастырь из руин, ныне часто посещается паломниками. Создан сайт памяти о. Кирилла.

Храмы

Сейчас действуют Преображенский собор XVI века, а также 5 церквей:

  • Покровская (1691);
  • прп. Кирилла Белозерского (1805);
  • священномучеников Херсонесских (1911);
  • свт. Василия Рязанского (1996);
  • прп. Сергия Радонежского (2005).

Кроме этого, паломники могут посетить 6 часовен. Среди них – часовня-костница, где благоговейно хранятся останки погребенных на уничтоженном кладбище. Их часто находят при восстановительных работах.

Святыни

Икона Богородицы «Скоропослушница», с которой началось возрождение монашеской жизни, наиболее почитаема братией, паломниками. Она прославлена множеством чудес.

Паломники смогут почтить святыни:

  • образ Спиридона Тримифунтского (икона освящена на раке святителя);
  • частицы мощей вмч. Пантелеймона, вмц. Варвары, прп. Илии Муромца, свт. Луки Крымского.
Пролистать наверх

Если у Вас возникли вопросы, укажите Ваш номер, и мы перезвоним Вам сами

Ваши контактные данные в безопасности и не будут переданы третьим лицам