Паломнические поездки из Москвы

Лицензия туроператора
PTO 022898
время работы:
пн-пт с 09-00 до 21-00
сб-вс с 10-00 до 18-00
Москва,
м. Бауманская,
Аптекарский пер. д.4
Лицензия туроператора
PTO 022898
Москва,
м. Бауманская,
Аптекарский пер. д.4
Лицензия туроператора
PTO 022898
   

Паломническая поездка в Дмитриевский собор во Владимире

Экскурсия в 2019 году

Поездка на 2 дня

1 день:

Москва — Муром — Дивеево

2 день:

Дивеево — Владимир — Москва

Цена: от 3000 руб.
В стоимость поездки входит: комфортный туристический транспорт, сопровождение православным гидом-экскурсоводом, экскурсионные сборы в монастырях Оплачивается дополнительно: гостиница, трапеза

На 3 дня

1 день:

Москва — Муром — Дивеево

2 день:

Дивеево — Арзамас — Дивеево

3 день:

Дивеево — Владимир — Москва

Цена: от 3400 руб.
В стоимость поездки входит: комфортный туристический транспорт, сопровождение православным гидом-экскурсоводом, экскурсионные сборы в монастырях Оплачивается дополнительно: гостиница, трапеза

Кратко об истории собора

Дмитриевский собор города Владимира

В России не так много исторических памятников, оставшихся от Древней Руси. Среди них – удивительный по красоте Дмитриевский собор во Владимире. Его архитектура столь уникальна, что даже в безбожные советские годы фото этого произведения русских зодчих красовалось во всех учебниках истории. С 1992 года храм находится в списке Всемирного наследия, составленном ЮНЕСКО. Экскурсия в Дмитриевский собор откроет паломникам книгу белокаменного зодчества средневековой Руси.

За почти 900-летнюю историю небольшой храм повидал многое. Его не раз разоряли, снова отстраивали. Поэтому один из красивейших архитектурных памятников Древней Руси, Дмитриевский собор, хоть сохранился с 12 века, выглядит не совсем так, как много столетий назад. В ходе паломнической поездки экскурсовод интересно расскажет об истории древней святыни и сюжетах его фресок.

Год основания

Летопись впервые упоминает «Дмитровскую» церковь под 1191 годом как построенную на усадьбе великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича, по прозванию Большое Гнездо. Этот правитель (в крещении – Димитрий) был, пожалуй, самым могущественным на тогдашней Руси. Современник писал, что войско Владимирское может «Волгу веслами расплескать и Дон шлемами вычерпать».

Основатель

Основатель храма Всеволод Большое Гнездо

Всеволод известен как жесткий политик, удачливый полководец, одним словом, человек, вполне соответствующий своему языческому имени – «всем владеющий». При нем увеличилась территория княжества, Владимир украсился новыми церквями, каменным кремлем. А еще летописцы говорят о князе как милостивом, справедливом, набожном. К тому же семьянином был прекрасным: недаром его прозвали Большим Гнездом, ведь у правителя было 12 детей.

Для своей семьи Всеволод выстроил малый храм, посвященный его небесному покровителю, вмч. Димитрию Солунскому. Главной святыней этой церкви была частица одежды великомученика, пропитанная его кровью. Она считалась чудотворной, славясь исцелениями. Другой реликвией летопись называет «доску» с надгробия вмч. Димитрия, доставленную из Солуни – икону, изображающую святого в полный рост.

Средние века

Первое потрясение Дмитриевский пережил в 1237 году, когда стольный Владимир захватили монголы. Завоеватели уважали чужую веру, но не при захвате города, к тому же оказавшего упорное сопротивление. Церковь была ограблена, сильно повреждена, но все же не разрушена.

Частые нападения татар, затем литовцев, поляков, не проходили бесследно также в последующие годы. Известно, что незадолго до Куликовской битвы Дмитриевский лишился главных святынь – иконы и «срачицы» вмч. Димитрия Солунского. Их, повелением Дмитрия Донского, перенесли в Москву, чтобы не допустить поругания от татар. Обратно реликвии не вернулись.

К XVI веку церковь считалась великокняжеской. Здесь служили 4 иерея, 2 диакона. Согласно грамоте Василия III, клирики пользовались особыми привилегиями: были освобождены от всех податей, а судить их мог только сам державный, или назначенный им боярин. Любил собор церь Иван IV. Как память о его неоднократных приездах во Владимир к храму сделали несколько пристроек: два придела (свт. Николая и Усекновения главы св. Иоанна Предтечи), а также большую крытую паперть у западной стены.

К сожалению, внимание правителей не спасало от частых пожаров. Трижды за свою историю Дмитриевский горел серьезно: в 1536, 1719, 1760 годах. Восстанавливать же его было с каждым разом сложнее, особенно с XVIII века, когда внимание властей к привилегированной церкви стало значительно меньше. В 1720 году настоятель, иерей Иоанн Васильев, сообщал Монастырскому приказу, что восстановить потери после пожара силами только причта нельзя. Ведь клир получает доходы только одной деревеньки Фрязино, а содержания от казны давно уже не видел.

В 1834 году состоянию Дмитриевского уделил внимание лично император Николай I. Посетив Владимир, государь глубоко возмутился пристройками, по его мнению, уродовавшими здание. Он повелел привести церковь «в первобытный вид», что означало снос приделов, паперти, крытых галерей, представлявших историческую и культурную ценность. Так была проведена так называемая «псевдореставрация», после которой собор приобрел современный вид.

Судьба после революции

С 1918 года собор был закрыт. Но его архитектурная ценность не осталась без внимания: здание передали музею. Здесь с 1955 года работала постоянная экспозиция «Архитектура Владимиро-Суздальской Руси». С 1970-х гг. выставки прекратились. Проезжавшие по «Золотому кольцу России» туристы могли видеть только великолепный декор на стенах, но внутрь здания попасть не могли.

Архитектура

Архитектура собора в городе Владимире

Церковь строилась русскими мастерами, что специально отмечает летописец. А вот для внутренней росписи Всеволод пригласил греков, однако эти фрески почти не сохранились до наших дней. Каменная резьба стен считается «визитной карточкой» владимирских зодчих. У Дмитриевского этот декор сохранился почти неизменным до наших дней. Всего насчитывается от 600 до 1000 барельефов с таким разнообразием сюжетов, что храм с его резьбой называли «белокаменной книгой». На ее «страницах» изображения:

  • святых, среди которых – князья Борис и Глеб, царь Давид и другие;
  • языческих правителей: например, на южной стене представлено «Вознесение Александра Македонского на небо». Христиане тогда считали Александра первым носителем идеи божественности царской власти, объединителем мира. Царственные грифоны, возносящие его к небесам, шедевр белокаменной резьбы;
  • самого Всеволода с пятерыми сыновьями;
  • мифических и реальных животных, птиц;
  • фрески с изображением трав, цветов.

Интерьер храма

Лишь с 2005 года обновленная экспозиция Владимиро-Суздальского музея-заповедника открылась вновь. Экспонатов на выставке оказалось немного. Среди них:

  • копии иконы вмч. Димитрия Солунского, ковчежца с частью его одежды;
  • подлинный крест с купола: с 2002 года его сняли, заменив копией;
  • гробница Владимирского губернатора, графа Р.Л. Воронцова, который завещал похоронить себя в Дмитриевском (1783).

Лишь с 2011 года Церкви удалось добиться права совершения богослужений в стенах бывшей святыни Древней Руси. На память вмч. Димитрия впервые за почти столетие здесь зазвучали молитвы. Сейчас Дмитриевский собор считается действующим, но здание до сих пор принадлежит музею. Паломническая поездка во Владимир входит в состав содержательного автобусного тура на 2 или 3 дня по святым местам России.

Прокрутить вверх