Паломнические поездки из Москвы

Лицензия туроператора
PTO 022898
время работы:
пн-пт с 09-00 до 21-00
сб-вс с 10-00 до 18-00
Москва,
м. Бауманская,
Аптекарский пер. д.4
Лицензия туроператора
PTO 022898
Москва,
м. Бауманская,
Аптекарский пер. д.4
Лицензия туроператора
PTO 022898
   

Паломническая экскурсия в Успенский собор Владимира

Входит в паломнические поездки:

1 день:

Москва — Муром — Дивеево

2 день:

Дивеево — Владимир — Москва

Цена: от 3000 руб.
В стоимость поездки входит: комфортный туристический транспорт, сопровождение православным гидом-экскурсоводом, экскурсионные сборы в монастырях Оплачивается дополнительно: гостиница, трапеза

1 день:

Москва — Муром — Дивеево

2 день:

Дивеево — Арзамас — Дивеево

3 день:

Дивеево — Владимир — Москва

Цена: от 3400 руб.
В стоимость поездки входит: комфортный туристический транспорт, сопровождение православным гидом-экскурсоводом, экскурсионные сборы в монастырях Оплачивается дополнительно: гостиница, трапеза

Экскурсия в Успенский собор Владимира познакомит Вас с кафедральным храмом Владимирской епархии. Включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, памятник древнерусского зодчества хранит подлинные фрески прп. Андрея Рублева, мощи святителей, благоверных князей и княгинь. Судьба святыни неотрывна от жизни Руси. С ней связаны имена многих известных деятелей русской истории, святителей, подвижников благочестия. В ходе паломнической экскурсии во Владимир профессиональный гид интересно и содержательно расскажет об Успенском соборе. Поездка входит в программу паломничества Москва-Дивеево-Муром.

История

Панорама, город Владимир

Правитель Владимира Андрей Боголюбский выстроил его в 1158-1160 годах, а уже к 1161 завершилась роспись. Строительство церквей из «белого камня», или известняка, было, судя по всему, новшеством, которое ввел в русское зодчество князь. Он известен не только благочестием, глубокой верой, но также политической жесткостью, даже авторитарностью. Последовательно шел он к своей цели – возвышению своего удела.

Показателем статуса государства должны были стать белокаменные церкви. Ведь известняк был материалом максимально дорогим, а значит – говорил о политической, экономической состоятельности правителя. Да и по высоте (32,5 м) Успенский превосходил самые высокие церкви Киева и Новгорода. Стены строители украсили белокаменной резьбой, которая, однако, не дошла до наших дней.

Впоследствии новый правитель, Всеволод Большое Гнездо существенно перестроил храм: увеличил алтарь, возвел боковые галереи.
Есть также данные о том, что еще Андрей Боголюбский сделал Успенский «десятинным», дав ему 1/10 часть своих доходов. Пожалованы были клирикам также земельные угодья.

Испытания

Успенский тяжело пережил татарское иго. Дважды он сильно пострадал:

  • при штурме города войсками хана Батыя (1238) здесь заперлись супруга великого князя, Агафия Всеволодовна, епископ Митрофан, множество мирных жителей; все они погибли от огня, а позже прославлены как мученики;
  • во время нападения татарского царевича Талыча (1411); ценности успел спрятать ключарь, священник Патрикий – его пытали, но он не выдал местонахождение святынь.

Собор стал усыпальницей. Всего здесь известны около 40 захоронений князей, епископов, митрополитов. Среди них могилы:

  • Георгия (Юрия), погибшего во время битвы на реке Сити (1238);
  • Ярослава, скончавшегося после поездки на поклон к монгольскому хану (1246);
  • свт. Максима (1299), перенесшего архиерейсую кафедру из разоренного монголами Киева во Владимир.

В начале XV века, когда татарское иго стало слабеть, для росписи стен пригласили прп. Андрея Рублева с артелью иконописцев. До наших дней дошли только фрагменты фрески, изображающей Страшный суд, на западной стене.

От главного храма страны к кафедральному

Древние фрески

Хотя с начала XIV века первенство на Руси переходит к Москве, возведение на великокняжеский стол еще более 100 лет происходило во Владимире. Только в 1470-е митрополит Филипп принял решение построить главный храм в Москве – тоже Успенский, выстроенный по образцу знаменитого собора. С тех пор внимание властей к храму стало слабеть. Даже знаменитая Владимирская икона Богородицы, перенесенная к Москве, чтобы защитить город от Тамерлана (1395), не вернулась на место первоначального пребывания.

Тяжелым оказалось для Успенского Смутное время начала XVII века. Современники свидетельствуют, что лишь молитвами блгв. кн. Глеба, уже при жизни почитавшегося горожанами, город был спасен от захвата поляками. Но общее разорение страны сказалось на храме. После Смуты его состояние было таково, что, как писал современник, «птицы внутри его во множестве вили свои гнезда», стены пошли трещинами.

Только с начала XVIII столетия на Успенский обратили внимание власти. С 1740-х гг. восстановлена епархия, собор стал кафедральным.
Русские государи не раз выделяли деньги на его реставрацию – впрочем, по своему вкусу, согласно духу времени. Так, с 1708 года решили прорубить новые окна, что не укрепило, а ослабило конструкцию. Впоследствии пришлось делать капитальный ремонт, чтобы спасти здание от разрушения.

Екатерина II, заботясь о церковном благолепии, велела убрать старый иконостас работы Рублева, заменив его написанным по европейским образцам, украшенным резьбой модного стиля барокко. Первая научная реставрация произошла только в XIX столетии. Ученым даже удалось найти фрески Рублева, закрашенные при предыдущих ремонтах.

Музей

Начало XX века ознаменовалось революционными потрясениями. Не обошли они и Успенский. Он был закрыт не сразу. Есть данные, что здесь с 1917 по 1922 годы совершал богослужения митрополит Сергий (Страгородский), позже – Предстоятель Русской Церкви.

Но революционеры вскрыли мощи благоверных князей (1919). В 1922 году произведено «изъятие церковных ценностей», после чего храм опечатан. Наконец, богослужения были окончательно запрещены (1927). Впоследствии здесь разместился музей, проводились антирелигиозные выставки, колокольню атеисты приспособили под вышку для прыжков с парашютом.

Возрождение

Однако в 1944 году верующим удалось сделать невозможное: вернуть святыню. Случилось это не только из-за некоторого ослабления гонений во время Великой Отечественной войны, но также усилиями священника Сергия Фестинатова, едва освобожденного из лагеря. Невзирая на опасность нового ареста, он собрал общину. На праздник Благовещения (1944) собор был вновь освящен. Впоследствии о. Сергий принял иночество, стал епископом Владимирским и Суздальским.

Современное состояние

Современное состояние

Сегодня среди почитаемых святынь Успенского собора:

  • списки икон Пресвятой Богородицы Владимирской, Боголюбской, Максимовской;
  • мощи блгв. кн. Андрея Боголюбского, Глеба, Георгия, его супруги Агафии;
  • мощи святителей Максима, Серапиона, Симона, Митрофана.

Сейчас зданием совместно владеют Церковь и музей. Здесь проходят регулярные богослужения, но также работает музейная экспозиция, специалисты занимаются реставрацией древних фресок.

Прокрутить вверх